[ Уроки черчения | [ Новосибирский Аэрокосмический лицей | [ Гостевая книга ]
Впервые в Сети
Анализ рисунков по сказкам, используемым в учебном процессе

В сборнике "Научная организация учебного процесса" № 140 в 1990 г. опубликована сказка "Новоселье Шара". Герои этой сказки - геометрические тела, которые общими усилиями сконструировали и построили для Шара дом-полусферу.

Эта сказка использовалась на уроках черчения в школах № 28, 36, 98 при повторении и закреплении материала по теме "Аксонометрические проекции". Сказка зачитывалась целиком или фрагментарно, и учащимся предлагалось проиллюстрировать услышанное, изобразить панорамы городов, интерьеры домов, сценки из жизни героев.

Приносили разные работы, среди них сколько угодно упрощенных, примитивных, но бывали и всплески фантазии, порою абсолютно неожиданные. Женя Латрыгин , ничем особенно не блеснувший до этого, выполнил очень сложные чертежи, сделав в них одну общую ошибку. Этой ошибки в обычных работах у него не встречалось: здесь он неправильно расположил вертикальные овалы. Женя не одинок: увлекаясь содержанием, ребята меньше думают о законах и условностях черчения, и возможностей выявить незакрепленные места в материале появляется больше, чем в обычных условиях.

Есть авторы работ, "дописывающие" сказку.

У Димы Рисова Параллелепипеды и Призмы играют в футбол,

Боря Шаталов изобразил Шар едущим на автомобиле соответствующей конструкции - со сферической кабиной и шарообразными колесами. В сказке нет даже намека на автомобиль и спортивные действия.

Очень интересный разговор состоялся с Таней Жим, когда она принесла рисунок городка Цилиндров. Солнце она изобразила в форме цилиндра и пояснила это так: "Каждый видит мир по-своему. Добрый человек считает, что зло в мире случайно. Злой - наоборот, не верит в добро. Мне кажется, что Цилиндры должны считать, что у солнышка ИХ форма". Очень интересная мысль!

Панорама городка Цилиндров Дениса Лушникова сначала может показаться несколько скучноватой, но здесь очень наглядно и точно проработаны полуовалы, причем в разных изометрических плоскостях. Интерьер Ани Красильниковой, несмотря на некоторые конструктивные недочеты, очень точен: шаровидный телевизор с круглым экраном, на котором видно какое-то круглое действующее лицо, круглые кресла, шаровидная ваза на телевизоре...

Роман Ким изобразил момент проектирования нового дома для Шара. Причем Цилиндр работает на полуцилиндрической доске, а Куб рассчитывает площадь и объем - на прямоугольной. Беспечный Шар в это время катится своей дорогой.


Строго соответствует содержанию работа Альберта Волосского. Во дворе законченного дома- полусферы с прорезанными стрельчатыми окнами настелены шестиугольные плиты, виден верх забора. построенного Конусами. Шар катит огромный арбуз, вызывая восторг у шестиугольной Пирамиды. Кроны деревьев цилиндрической формы - их посадили Цилиндры. Один из них здесь увлечен разговором с Кубом.

Очень популярна у ребят сценка встречи Шара с Кубом (возможно, из-за простоты).

Аня Афанасова изобразила момент после удара. Куб с квадратными глазами, кубообразным носом, руками и ногами квадратного сечения пытается удержать разлетающиеся кубики, а Шар с вспухающей шишкой на лбу и очаровательным кругленьким носиком сидит около, несколько растерянный.


В тексте сказки говорится про полуцилиндрические дома, а Максим Хон изобразил свою конструкцию дома. Его строение - почти полный цилиндр, разделенный на два полуцилиндрических этажа. Такие работы особенно интересны, потому что в них проявляется фантазия будущего МЫСЛЯЩЕГО специалиста, чья конструкция гораздо лучше, интереснее, сложнее заданной.

Среди работ есть и такие, которые чертежами не назовешь. Их авторы никогда не испытывали затруднения в черчении, но рисунки для них ближе по духу.

Таня Бирюкова нарисовала семью Шара, гуляющую на поляне, в духе диснеевских мультфильмов. В работе видна простота, открытость, бесхитростность этой девочки. А сложность, непредсказуемость натуры Ани Афанасовой проявилась в сценке внутри дома. Здесь громко ревущая малышка, ее нахально-задиристый брат. а между ними ошалевший от ребячьего гомона папа-Шар. В стороне от них терпеливая, спокойная, добродушная (это видно по ее выражению лица) мать, укачивающая еще одного ревуна.

Рисунок Стаса Рузанова статичен, это - фотография на память. Здесь нарядные, ухоженные родители, на руках у матери крошечка, завернутая в пеленки, а на переднем плане: чистенькая, опрятная девочка, несмысленыш, отвернувшийся от аппарата, и чумазый прохвост с хитрющим выражением лица. Удивительное разнообразие характеров.
У Ястребова Максима Шар восседает на огромном арбузе сияющий и довольный, вытирая пот со лба.


Из приведенной работы видно, что образная форма подачи материала вполне обоснована. Она помогает развивать воображение, повышает интерес к процессу познания. Намного легче, чем в обычных заданиях, выявляются пробелы в усвоении материала. Развиваются фантазия и творческий потенциал учащихся. Кроме того, ребята раскрываются в этих работах, проявляя свою индивидуальность, свой характер и мировоззрение.

Copyright © Шабалина Н.К., 1996-99
АКЛ, Новосибирск

На главную страницу