[ Кружки и секции ] | [ Аэрокосмические игры ] | [ Музей авиации и космонавтики ]
Конструкция летательных аппаратов

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет "Конструкция летательных аппаратов" - составная часть курса 
специализированной подготовки учащихся аэрокосмического лицея, 
закрепляющая у них методы познания законов развития науки и техники.

Цель предмета — дать учащимся профессиональные знания авиационно-космической 
техники.

Задачи предмета:
— привитие устойчивого интереса к авиационно-космической технике на основе 
раскрытия динамики развития отечественной и зарубежной авиации и космонавтики, 
а также на основе влияния передовых достижений авиационно—космической техники 
на другие сферы научно-технического прогресса;
- ознакомление с принципами создания и с многообразием ЛА;
— ознакомление с конструкцией и оборудованием авиационных и космических ЛА;
- формирование умений классифицировать ЛА по конструкции, назначению и 
аэродинамической схеме;
- Формирование умения пользоваться авиационной терминологией;
- привитие интереса к познавательной и творческой деятельности, развитие 
способностей самостоятельного анализа технических решений, их оценки и 
прогнозирования дальнейшего развития компромиссных вариантов.

При преподавании "Конструкции летательных аппаратов" необходимо использовать 
знания учащихся, приобретенные при изучении практически всех спецпредметов, а 
особенно таких, как "Введение в авиацию и космонавтику", "Технология 
производства летательных аппаратов" и "Аэродинамика". Кроме того, необходимо 
подчеркивать практическое применение законов точного и естественного циклов 
общеобразовательной школы.

В каждом из разделов, не вынося в отдельные занятия, должны освещаться 
экологические проблемы применения аэрокосмической техники.
Для наглядного изучения отдельных разделов предмета необходимо использовать 
плакаты, диапозитивы, организовывать посещение тематических музеев, просмотр 
тематических фильмов, экскурсии на предприятия и в институты авиационно-
космической промышленности и гражданской авиации.

В программе показаны связи с отдельными разделами общеобразовательных 
предметов.

В результате обучения по данному предмету с учетом выше изложенных аспектов, 
при высоком качестве знаний учащегося мы получим творческую личность, 
ориентированную на дальнейшее обучение по . аэрокосмическому профилю.

		ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

		ПРОГРАММА

11 класс. ( 2 часа в неделю; всего 68 часов)

1. Конструкция аэродинамических ЛА  ( 18 часов )

1.1. Современный уровень и перспективные направления развития авиационной 
техники.
1.2. Классификация аэродинамических ЛА. Классификация самолетов по
назначению, по конструкции и аэродинамической схеме.
1.3. Крыло. Формы крыла: профили, вид в плане, вид спереди. Геометрические 
характеристики профиля и крыла в плане. Нагрузки, действующие на крыло. 
Конструктивно-силовые схемы крыла. Узлы соединения и крепления крыла. 
Механизация крыла.
1.4. Оперение самолета. Конструктивные схемы горизонтального и вертикального 
оперения дозвуковых и сверхзвуковых самолетов. Формы горизонтального и 
вертикального оперения: профили, вид в плане, вид спереди. Нагрузки, 
действующие на оперение самолета.
1.5. Фюзеляж. Назначение фюзеляжа и требования, предъявляемые к нему. 
Геометрические характеристики фюзеляжа. Нагрузки, действующие на фюзеляж. 
Силовой набор фюзеляжа. Конструктивно-силовые схемы фюзеляжа. Кабины экипажа. 
Пассажирские и грузовые салоны.
1.6. Шасси. Назначение шасси и требования, предъявляемые к ним. Конструктивные 
схемы шасси. Амортизаторы шасси. Схемы уборки ног шасси.
1.7. Системы управления и бортовое оборудование. Требования, предъявляемые к 
системам управления. Командные посты и проводка управления. Назначение и 
классификация бортового оборудования, требования, предъявляемые к нему. 
Дидактический материал: плакаты, слайды, кинофильмы.

2. Конструкция двигателей ЛА  ( 22 часа )

2.1. История развития двигателей ЛА. Ракетные двигатели (Древний Китай, 
Россия-17 век; Германия - период Второй Мировой войны).
Авиационные двигатели (самолет Можайского, ДВС-в период с 1903 года до 
наших дней).
2.2. Поршневые двигатели. Конструктивные схемы и основные элементы 
поршневых двигателей. Принцип работы поршневого двигателя. Основные 
параметры, характеристики, режимы работы и мощности поршневых 
авиадвигателей.
2.3. Классификация ВРД и области применения. Назначение основных 
элементов ГТД. Конструкция входного устройства, компрессора, камеры 
сгорания, турбины и выходного устройства ГТД.
2.4. Ракетные двигатели. Конструкция РДТТ и ЖРД. Типы и характеристики 
топлива ракетных двигателей. Перспективные направления в развитии 
ракетных двигателей ( ядерные, фотонные и др. ). Дидактический 
материал: плакаты, слайды, экспонаты.

3. Конструкция космических ЛА  ( 26 часов )

3.1. История развития космонавтики. Вклад отечественных и зарубежных 
ученых в развитие мировой космонавтики. 
3.2. Классификация космических ЛА. 
3.3. Факторы космического полета, влияющие на организм человека: 
космические, технические, психологические.
3.4. Отбор и подготовка космонавтов: теоретическая, летно-техническая, 
парашютная, медико-биологическая и физическая подготовка. 3.5. Конструкция 
скафандра космонавта. Системы аварийного спасения экипажа.
3.6. Конструкция орбитальных научных станций "Салют", "Скайлэб", "Мир". Этапы 
работы, эксперименты и исследования, проведенные на станциях.
3.7. Транспортные космические системы. "Энергия" - "Буран" (СССР) и программа 
"Спейс" (США). Перспективные направления транспортировки грузов на орбиту.
3.8. ИСЗ, их роль в освоении Солнечной системы. Полеты на Луну,
Марс, Венеру, Юпитер и другие планеты.
3.9. Оценка экономической отдачи от освоения космоса по данным зарубежной 
печати. Дидактический материал: плакаты, слайды, кинофильмы.

4. Обобщение знаний  ( 2 часа )

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
- знать историю развития авиационной и космической техники; — знать 
основные типы ЛА;
- знать основные элементы конструкции авиационных и космических ЛА;
- знать принципы работы и конструкцию двигателей ЛА;
- уметь пользоваться авиационно-космической терминологией;
- уметь анализировать конструкцию летательного аппарата.



Программу разработал С.Г. Казанцев.