[ Кружки и секции ] | [ Аэрокосмические игры ] | [ Музей авиации и космонавтики ]
Авиамоделирование

				ПРОГРАММА
				
				8 класс

               ( 2 часа в неделю; всего 68 часов )

1. История создания и развития авиамоделирования  ( 4 часа )

1.1. Что такое модель (от латинского model -" мера, образ, способ и т.п.).
Первоначальный смысл - связь со строительством. Первое упоминание в литературе - 
Ветрувий "Десять книг об архитектуре" ( 1 век до н.э.). Строительство 'храмов и 
крепостей Древнего Египта, водопроводов Римской империи по моделям, сделанным из 
песка, глины и камня. Первая попытка теоретического обо" снования метода 
моделирования - Леонардо да Винчи ( модель глаза, сердца и др.).
Первые научные формулировки условий подобия - Ньютон "Математические начала 
натуральной философии" - основа современного учения о подобии.
Летающая модель А.Ф. Можайского в 1876г. - первая в истории авиации попытка пройти 
путь от модели к самолету.

1.2. Классификация авиамоделей.
Геометрически подобные модели - макеты - форма объемного проектирования ЛА. 
Модели - схемы, которые можно разбирать и собирать. Физически подобные модели - 
цель их - воспроизвести динамику научаемых процессов.
Аэродинамические модели. Динамически подобные модели. Аэродинамические трубы. 
Явления штопора и флаттера в авиации Методы борьбы с ними.
Летающие модели. Радиоуправляемые. Модели гидросамопетов-для отработки способов 
взлета и посадки на воду. Функционально подобные модели. Конструирование и 
постройка устройств, имитирующих способы передвижения животных.
1.3. Спортивный авиамоделизм. Классы моделей и правила соревнований.
Дидактическое обеспечение: плакаты, модели самолетов и т.д.

2. Подбор прототипа самолета  ( 2 часа )

2.1. Выбор прототипа самолета по имеющимся чертежам. Самостоятельная работа по 
подбору информации ( имя конструктора, название фирмы-изготовителя, летные данные, 
характерные отличия, время изготовления и т.д, ).
Дидактический материал: журналы "Моделист-конструктор", "Крылья Родины", "Модепар", 
"Летецтви космо-наутика" (ЧССР), "Флюгер-Ревю" (ГДР), "Аэромодел-лер" (Англия), 
фотографии, книги, мемуары и т.д.

3. Подбор масштаба модели  ( 2 часа )

3.1. Основные масштабы, принятые в мире - 1:20, 1:48, 1:50, 1:72. Основные критерии 
подбора масштаба ( увеличение масштаба, качество отделки, правильность 
геометрических форм, качество отделки, размеры знаков отличия и т.д.).
3.2. Методы приведения имеющегося чертежа к нужному масштабу. Система клеточек (в 
авиации система батекс-ватер), система лучей, фотографирование по масштабной 
метке.

4. Разработка технологии изготовления модели  ( 2 часа )

4.1. Ознакомление с имеющимися на практике методами членения ЛА иприменение этих 
методов к конкретной модели самолета. 
4,2. Материалы, применяемые в авиамодепировании. 
4.3. Инструмент, применяемый в авиамодепировании.
4.4. Методы изготовления моделей по разметке, по размерам, пошаблонам. 
Дидактический материал: модели самолетов, материал (древесина, оргстекло, пенопласт 
и т.д.), инструмент.

5. Изготовление чертежа модели  ( 8 часов )

5.1. Приведение геометрических обводом модели к.нужному масштабу.
5.2. Прорисовка технологических разъемов модели. 
5.3, Прорисовка мелких деталей ( антенны, шасси, раскрой обшивок и т.д.).
5.4. Название основных осей в самолетостроении.

6. Изготовление шаблонов  ( 2 часа )

6.1. Методы перенесения контура с чертежа на шаблон ( по размерам, по точкам, методом 
кернения, копирование, калькирование ). 6.2. Подбор системы шаблонов ( продольные, 
поперечные ). 6.3. Название шаблонов в самолетостроении, их назначение. Плазово -
шаблонный метод.
6.4. Изготовление шаблонов из картона» Нанесение информации ( оси, маркировки ).

7. Изготовление фюзеляжа  ( 8 часов )

7.1. Назначение фюзеляжа - соединять, в основном, все агрегаты самолета в единое целое. 
Его тип.
7.2. Разметка полученной заготовки с помощью шаблонов. Методы обработки. Обработка 
по разметке, контроль. Обработка по шаблонам поперечных сечений.
7.?. Разметка мест установки крыла, шасси, оперения, фонаря и т.д.

8. Изготовление крыла  ( 6 часов )

8.1. Один из основных агрегатов самолета. Геометрия крыла, его шин, размеры, вид в плане, 
профилировка, площадь, уровень механизации.
8.2. Разметка полученной заготовки с помощью шаблонов. Методы обработки. Обработка 
по разметке, контроль. Обработка толщины по размаху крыла. Обработка крыла по 
профилю.
8.3. Разметка мест установки фюзеляжа, шасси, механизации и т.д.

9. Изготовление оперения  ( 4 часа )

9.1. Форма, обводы оперения, его шин, размеры, вид в плане, профилировка, площадь.
9.2. Разметка полученных заготовок по шаблонам. Методы обработки. Обработка по 
разметке, контроль. Обработка толщины по длине и размаху. Обработка по профилю.

10. Изготовление кабины пилота и фонаря  ( 4 часа )

10.1. Форма фонаря, его назначение. 
10.2. Форма кабины, ее назначение. 
10.3. Обработка места под кабину в фюзеляже по разметке и шаблонам. Изготовление 
приборной доски, ручек управления, кресла пилота. 
10.4. Методы формирования оргстекла. Изготовление пуансона и матрицы. Изготовление 
фонаря по пуансону и матрице.
10.5. Сборка деталей в кабине пилота. Покраска кабины пилота.

11.  Изготовление мотогондолы двигателя  ( 4 часа )

11.1. Силовая установка самолета (двигатель - устройство, генерирующее энергию, 
движитель - преобразователь энергии двигателя в силу тяги). Виды силовых установок.
11.2. Разметка полученных заготовок с помощью шаблонов. Методы обработки. Обработка 
по разметке, контроль. Обработка по шаблонам поперечных сечений. 
11.3. Разметка мест установки крыла, фюзеляжа, пилонов.

12. Изготовление шасси  ( 2 часа )

12.1. Шасси - "тележка" (франц.). Назначение шасси. Конструкция. Тип шасси.
12.2. Изготовление стоек шасси по размерам. Изготовление колес. Изготовление щитков и 
обтекателей.

13. Изготовление мелких деталей  ( 4 часа )

13.1. Изготовление обтекателей, воздухозаборников, щитков, антенн, и т.д. по размерам 
чертежа и шаблонам.

14. Сборка и склейка частей модели  ( 2 часа )

14.1. Выборка пазов, сверление отверстий для установки частей модели,
14.2. Склейка и контроль установки частей модели. Способы контроля (визуально, по 
кондуктору, в стапеле и т.д.).

15. Шпаклевание и обработка поверхности под покраску  ( 4 часа )

15.1. Заделка выбоин, трещин, погрешностей нитрошпаклевкой.
15.2. Покрытие собранной модели нитрошпаклевкой при помощи пульверизатора.
15.3. Вышкуривание мелкой наждачной бумагой. Ч  15.4. Контроль качества поверхности.

16. Покраска модели  ( 4 часа )

16.1. Обезжиривание поверхности.
16.2. Схема раскраски модели. Виды раскрасок самолетов 
16.3. Способы разделения цветов на модели.
16.4. Нанесение опознавательных знаков по трафаретам.
16.5. Назначение информации на самолете.

17. Изготовление подставки  ( 4 часа )

17.1. Самостоятельная работа по конструированию подставки 
17.2. Изготовление по размерам или шаблонам. 
17.3. Покраска подставки. 
17.4. Нанесение информации.